Я стала замечать, что в коллективе ко мне часто обращаются за помощью. Кто совета просит, кто делится впечатлением, кто жалуется. Сказать честно, мне это нравится. Я искренне хочу помочь и переживаю за других, а также чувствую, что меня уважают. Но меня расстраивает, когда люди все равно делают по-своему. В такие моменты я чувствую грусть, и даже раздражение, как будто мои усилия были все напрасны, бесполезны и никто в них не нуждался. Как же перестать так чувствовать? Никого не принимать всерьез, не общаться? Оксана.

Оксана, добрый день.

Вы обладаете такими качествами как доброта, отзывчивость, чуткость и умение сопереживать.

Коллеги это понимают и пользуются. Я думаю, в мотивах описанного Вами поведения лежит не просто желание помочь другим людям, а скрытое желание быть значимой, авторитетной и важной персоной.

Чтобы не навредить себе и не переборщить с активным решением чужих проблем, а именно этим Вы и занимаетесь, важно соблюдать меру и технику безопасности.

Правила очень простые, но крайне важные.

  1. Помогать следует только тогда, когда Вас об этом просят.
  2. Размер, вид и способ помощи обаятельно обсуждаются и уточняются.
  3. Никогда не помогать в ущерб себе и своим интересам.

Теперь немного подробнее. Помощь – это не решение чужих проблем с предоставлением вариантов решения или четким руководством к действию, пусть и правильным, ценным и мудрым.

Все же необходимо помнить, что трудности человеку даны для обучения. Если Вы сразу даёте человеку правильный ответ, то Вы лишаете человека удовольствия развиваться самостоятельно. Поэтому помощь в коллективе скорее должна проявляется в выслушивании, поддержке и сочувствие. Я уверена, что этого в большинстве случаев достаточно.

Иногда люди не просят помощи, а просто жалуются. Для того чтобы прекратить страдания человека, ему очень хочется помочь. Вот в этот момент важно спросить человека прямо – «Тебе нужна помощь? Могу я тебе помочь?».

Также очень важно зафиксировать для себя и помочь осознать другому, что человек ведёт себя таким образом, будто ему одному не справиться. Даже на этом этапе откажется что, кто-то скажет, нет, спасибо, я сам справлюсь. И это его право!

Если же человек соглашается принять помощь, то обязательно следует уточнить, как бы он хотел, чтобы Вы ему помогли, и прояснить каковы ожидания размеров этой помощи. Бывают ситуации, когда легче сразу пояснить о своих возможностях, чем вселять в кого-то ложные надежды.

Конечно, общаться, сопереживать, помогать надо, и здорово, что Вы это делаете. Вы помогаете людям, а они помогают Вам, повышая Вашу самооценку, предоставляя Вам возможность поделиться Вашим опытом и знаниями. Главное не нарушать своих и чужих границ.

Как только Вы почувствуете разочарование, грусть или раздражение, так значит, Вы где-то переборщили или нарушили вышеперечисленные правила помощи. Воспринимайте такие разочарования, как возможность для тренировки этого навыка.