Меня недавно назначили руководителем небольшого отдела. И по ходу работы я должна делать замечания сотрудникам, указывать подчиненным на недочеты, контролировать их. Мне это делать очень трудно, хотя я стараюсь быть серьезной, строгой, требовательной. Я очень добрый человек, отношусь ко всем с уважением и пониманием. Всегда готова помочь, разъяснить, если что-то неясно сотруднику. При этом чувствую, что подчиненные понимают, как мне трудно отказать, и пользуются этим, часто отпрашиваются, болеют, опаздывают.

Я знаю, какие бывают руководители: повышают голос, отчитывают, даже кричат и оскорбляют персонал. Я так никогда не смогу. В связи с этим и вопрос: можно ли как-то воздействовать на людей без повышения голоса? Виктория.

Виктория, добрый день. Рада, что Вас повысили на работе, это говорит о том, что Вы лучшая в своем деле, наверняка ответственная и серьезная.

Понимаю, что Вам непросто, так как раньше Вы были на равных с коллегами, а теперь стоите на ступеньку выше. Но по старой традиции поддерживаете эмоциональные отношения с коллегами.

Чтобы Вам помочь, мне бы хотелось чтобы Вы прочувствовали и поняли главное.

Рабочие отношения – это прежде всего отношения деловые, основанные на договоре.

Устный или письменный это договор, сейчас не важно. Но в коллективе отношения возникают исключительно для решения конкретных задач. И если Вы всегда на первый план будете ставить цель, ради которой там находитесь, то остальные эмоциональные вопросы отойдут на второй план.

Вам следует прочувствовать главную миссию своей роли: руководить процессом в отделе для получения результата.

Поэтому все, что мешает получить положительный результат, должно быть отметено или сведено к минимуму.

Выставляя на первый план эмоции в деловом управлении коллективом, Вы рискуете либо завалить всю работу, либо отдуваться и исправлять ошибки за своих подчиненных. А это, согласитесь, ноша практически непосильная.

Так как руководитель несет ответственность за работу всего отдела, то от Вашей позиции многое зависит. И это не только Ваш личный успех, но и успех всей компании. Это и должно стать приоритетом в Вашей руководящей деятельности.

Быть добрым – это ни в коем случае не идти на поводу у подчиненных. Не заигрывать с ними и не бояться испортить отношения. Вам важно помнить, что в деловой обстановке «доброта» может обернуться попустительством. А подчиненные всегда будут и наблюдать за Вами, проверять на профпригодность и искать возможности схитрить.

Управлять людьми – работа действительно непростая. Именно потому, что надо четко развести в разные стороны служебные обязанности и человеческие отношения. Учиться правильно распределять обязанности, и вовремя контролировать выполнение.

Пожалуй, основная рекомендация для Вас такова: можете не повышать голос, никого не критиковать. Но слово «нет» Вы обязаны выучить и научиться его использовать.

Произносить его следует твердо, достаточно громко, чтобы слышал собеседник. Например, так:

  • «Нет, это нам не подходит»
  • «Нет, сейчас неподходящее время»
  • «Нет, этот результат я принять не могу – исправляйте»
  • «Нет, в настоящий момент это невозможно»
  • «Нет, данный вопрос не обсуждается»

Виктория, в настоящее время есть огромное множество литературы по управлению персоналом, а также масса всевозможных курсов и тренингов для обучения основным навыкам руководителя. Изучайте тему, учитесь, пробуйте. И у Вас обязательно получится найти свой стиль воздействия и руководства, а значит – стать успешным, грамотным, уравновешенным руководителем.